История кузнечного ремесла. Оконные решетки «В РАСЩЕП»

История кузнечного ремесла на примере изделий в храме в с. Спирово

1. Термин «В расщеп»

Предисловие.
При изучении кузнечного ремесла наших предков и конкретно в изделиях использованных при строительстве храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово нас заинтересовал термин «В расщеп» . В храме есть круглые окна с решетками рисунок которых имеет свой термин: — «в расщеп» . — Какова история возникновения такого рисунка решеток? — Откуда взялся термин «В расщеп«? —  Где встречается ещё этот термин? Попытаемся это выяснить. Надеюсь многим это будет интересно.

Значение слова «расщеп» в словарях:

  1. расщеп — Расщепленное, разрезанное место по длине чего-л. …
    Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
  2. расщеп — расщепа, м. (спец.). Расщепленное, разрезанное место по длине предмета. Перо с расщепом. …
    Толковый словарь Д.Н.Ушакова
  3. расщеп –а — Расщепленное, разрезанное место вдоль чего-л Перо с расщепо и о Дтел зажимает шишку в какой-нибудь расщеп коры—и долбит С Огнев Жизнь леса …
    Толковый словарь А.П.Евгеньевой
  4. расщеп -а, Место, где что-н. расщеплено, разрезано в длину. Доска с расщепом. …
    Толковый словарь С.И.Ожегова

а) прививка деревьев «В расщеп» Из источников мы видим, что термин «в расщеп» часто и обоснованно упоминается в литературе о прививке плодовых деревьев.

Приви́вка — вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений, применяющийся в садоводстве. Наиболее часто применяется для размножения деревьев и кустарников.

Немного истории: Мысль о возможности прививки плодовых культур явилась следствием наблюдений в природе. Человек заметил, что ветви одних и тех же плодовых пород могут срастись в том месте, где в результате взаимного трения повредилась кора и ветви тесно соприкасаются. Первые сведения о прививке плодовых деревьев встречаются у Плиния, который пишет, что римляне переняли практику прививки у древних греков еще в VIII в. до н. э. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в V в. до н. э. , упоминает об окулировке. Самым старым способом прививки считают прививку «в расщеп» . В Чехословакии первые упоминания о прививке относятся к XII в. Во второй половине XVII в. И. Холик предложил прививку черенками (копулировка) ; он же автор книги о прививке плодовых деревьев. Археологические исследования свидетельствуют о том, что почти 5 тыс. лет назад народы Китая, Греции, Рима и других стран уже хорошо владели техникой производственной прививки, такой, как прививка в расщеп и окулировка. (Прививка в расщеп или в раскол, характеризуется срезкой верха подвоя и расколом пенька с последующей вставкой в щель черенка-привоя. Окулиро́вка, или прививка глазком — способ прививки плодовых и декоративных растений одиночной почкой (глазком — одна почка с тонким слоем древесины), взятой от черенка культурного сорта.)

Прививка в расщеп, применявшаяся в прошлом, имела большое значение и называлась так же «прищепкой». Это один из старых способов прививки. Прививку в расщеп применяют чаще всего там, где другие способы прививки мало пригодны вследствие огрубения коры или искалеченности подвоя другими неудавшимися прививками. Можно с уверенностью сказать, что и на Руси хорошо владели искусством прививки около 1000 лет назад, благодаря чему до наших дней дошли и сохранились такие сорта народной селекции, как Апорт, Антоновка и др.

б)  светец  «В расщеп»

Кованые светцы в расщепе которой укреплялась горящая лучина
Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами являясь почти единственным видом освещения жилища . Лучи́на — от слова «луч». (лучь, драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева. Берёзовая лучина долгие века на Руси была единственным источником света в деревенских избах и домах.

В захолустных местностях и особенно в бедняцких жилищах этот способ освещения удерживался до Октябрьской революции. На изготовление лучины шли сосна, береза, осина, дуб, клен, ясень. Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено — «лучевое», «лучинное» — распаривали в печи: клали его поверх ведерного чугуна с кипящей водой или на под истопленной печи, потом надкалывали рядами с одного конца топором в глубину сантиметров на 15 и затем «драли лучинины» руками. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом («косарь», «косырь», «лучёвник», «лучинник») или обломком косы. На Севере щепали лучины шириной в 3—4 см и толщиной до 1 см.

Полученную лучину сушили под шестком, где находилась довольно большая ниша — подпечье, там же хранили кухонный инвентарь.

Композиционные находки народного творчества, связанные с изготовлением предметов быта, использовались кузнецами в гражданском и церковном строительстве, развивались ими, усложнялись. Многие из этих решений канонизировались церковью, надолго оставаясь в сфере церковного строительств в качестве образца. Так было, например, с простым кузнечным изделием — приспособлением для освещения избы лучинамисветцом. Светец — от слова «свет«. Так называли специальные подставки для лучины. Светцы были одними из первых кованых художественных изделий на Руси. В технике изготовлении светцов применялся термин, как и в прививке деревьев, «в расщеп«.

Светец — это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить её с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения.  Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально к его нижнему концу приклепывали тяжелый обруч. Много лет назад светцы изготавливали из старых подков – их сильно растягивали, делая концы острыми. В результате получался самый простой светец, который можно было вбить в стену, вставить в него лучину и поджигать ее в любое удобное время. Чуть позже этот предмет стали делать более утонченным, интересным – концы не просто заостряли, а украшали всевозможными завитками и листиками, а подставку для них изготавливали отдельно, хотя можно было встретить и парные варианты. К светцам шло еще одно кованое приспособление (впрочем, оно могло быть изготовлено и из любого другого материала) – корытце, (поставец) предназначенное для тушения в воде огарков. Еще через некоторое время стойки также начали украшать резьбой, делать их в форме затейливых башенок, к навершиям которых крепились сами светцы. Поставец — от слова «поставить». Использовался как подставка для лучины или свечи.

В конце восемнадцатого века популярными стали цельные кованые металлические светцы. Это происходило одновременно с развитием металлообрабатывающей промышленности в Европе.

Светцы, которые появились в этот период, отличались изящностью и гибкостью линий, выглядели очень нарядно, утонченно и могли служить украшением даже самого богатого на то время дома.

Ковались они разными способами, при этом использовалась кузнечная сварка и обычная гибка. Вдоль осевого стержня проходила скрутка, которая книзу расширялась на несколько частей – они впоследствии загибались в разные стороны и украшались дополнительно. В качестве украшений использовались змейки, завитки, листики, лучики, сережки.

Казалось бы, железо — материал слишком грубый, чтобы служить украшением. Но уже в глубокой древности мастера использовали его ковкость — способность быть податливым и пластичным при сильном разогреве. И кузница была не последним местом, где проявлялось врожденное народное художественное чутье. Польза и красота сливались в них неразрывно. Кузнецы начали украшать свои изделия различными узорами и завитками. Вместо стержня бралась железная полоса, ее края надрубались и закручивались в тонкие волюты (как в ранее приведенной сечке), верхний конец полосы делился надвое и каждая часть прорубалась, как веер, на множество «пальцев» для зажима лучин. Кузнецы выковывали светцы в виде небольших веточек с завитками и закрученными вдоль оси стержнями. Их вбивали в стену или в специальную подставку-стойку. Иногда расщепы в светцах делали в виде завитков, лучей с сережками, которые при легком сотрясении звенели и поблескивали в отраженном свете пламени лучины. И наверное, в темной низкой избе такой светец с горящими лучинами был похож на сказочный цветок…

Именно верхняя часть светца с горящими лучинами будила фантазию, заставляла мастеров изобретать все более сложный рисунок разветвления стержней, делать его узорным и красивым, напоминающим сказочную жарптицу.

Употребление в русской литературе:

«Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подполье.»

(А.Н.Толстой, «Петр Первый») . 

«Чтобы довершить суматоху, он подошел к светцу, в котором воткнутая лучина роняла огарки свои в старую сковороду, стал поправлять ее и потушил, будто не нарочно.»

(А. А. Бестужев-Марлинский, «Cтрашное гаданье», 1831 г).

«Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.»

(М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», 1829г).

«…Догорает светец. Теплая тишина звонко верещит сверчками, обнимает дыханием натопленной каменки, усыпляет нежным смоляным духом прогретого сруба. Миротворные запахи сухих трав наполняют зимовье…Вокруг тысячеверстной стеной древний Лес.»

( Вениамин Додин, «Догорает светец»).

В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней.

(А. С. Пушкин)

   Пословицы
От русского светца – свет на весь мир. Русский светец – отрада девиц.


Василий Максимов. Бабушкины сказки. (при лучине) 1867г.

Под вечер в избе, освещенной лучиной, собралась вся большая крестьянская семья послушать любимые сказки. За длинный день, проведенный в трудах и заботах, такие сборы с тихими рассказами или беседами — это отдых для крестьян.

В последствии орнаментальный мотив верхней части светца (лучинка) будет использоваться при украшении церковных оград XVIII века, а спиральные завитки на стержне светца украсят окна господских дворцов, их узорной решеткой.

Со временем свечи вытеснили лучину, а подсвечники светцы. И кузнецы стали щедро украшать растительным орнаментом кронштейны, на которых подвешивали новые светильники.

в) решётки   «В расщеп»

Оконные решётки «В расщеп»

Техника изготовления  «В расщеп«, применяемая при изготовлении светцов, кузнецами не была забыта.

Во второй половине XVIII в. появляются решетки для окон, сделанные «в расщеп». Это упрощенный вид оконных решеток, использующий широкие железные полосы с равномерно отогнутыми заусенцами по обоим краям. Они изготавливались из широких металлических полос, края которых заершены и отогнуты заусенцами по обоим краям, образуя крупные острые зубья. Полосы ставятся плоскостью параллельно плоскости проема. Такие решетки надежны, недороги, не сложны в изготовлении, но отнимают много света и поэтому они применялись как декоративные окна в основном для небольших окон в цокольных этажах нежилых помещениях хозяйственного назначения.  Окна, с решетками «в расщеп», нашли широкое применение в храмах.

Ярким примером применения таких окон с решетками «в расщеп» является храм в селе  Спирово.

Грамотное расположение таких окон архитектором подчеркивает красоту храма.

 

Комментирование запрещено