История кузнечного ремесла. Кубоватая решётка

(кубчатая решётка, копытчатая решётка)

Для храмов Божьих…

Плодами деятельности кузнецов долгое время были инструменты для земледелия, бытовая утварь, оружие, конская сбруя, защитные доспехи. Однако с развитием христианства и строительством храмов кузнечное ремесло приобрело новое русло сбыта. Кресты, подсвечники, паникадила, оклады икон, другие атрибуты для церквей и монастырей – всё это плоды золотых рук мастеров ковки, вооруженных лишь примитивными орудиями труда. Сейчас нам трудно представить, но коваными были даже обложки церковных книг, дабы те лучше сохранились. Оклады для Евангелия украшали не только коваными узорами, но и эмалью, драгоценными камнями, вставками из золота и серебра. Естественно, что такая работа требовала кропотливого и творческого труда.

Историки отмечают интересную особенность – именно ремесленники, трудившиеся при монастырях, дали начало «соблюдению авторских прав». Они, в отличие от других кузнецов, имели собственную печать, оттиск которой на поковке (готовом изделии) свидетельствовал о высоком мастерстве его создателя и относил его работу к категории высокохудожественных произведений.

Церкви и монастыри, владеющие не абы каким имуществом, нуждались в крепкой защите – надежных воротах, устойчивых оградах и частых оконных решетках. И монахи, владеющие кузнечным делом, взялись за работу с новым усердием. Дубовая дверь, крепкая уже сама по себе, дополнительно укреплялась коваными деталями, служившими также защитой от огня и украшением. Заборы и оконные решетки для храмовых сооружений выработали свой собственный, только им присущий стиль. Вот так, в течение многих столетий из кузнечного ремесла отпочковалось специфическое направление – монастырская (церковная) ковка – которое имело свои методы работы с железом и даже секреты технологии.

В храме села Спирова в окнах нижнего яруса здания установлены кованые металлические решетки кубоватого рисунка. Остановимся на этом подробнее.

Кубоватая решётка

(кубчатая решётка, копытчатая решётка). Древнерусская решётка из волнистых круглых прутков, рапорт которой близок к вертикальному ромбу, но со скругленными боковыми углами и килевидными заострениями вверху и внизу.

источник: Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995

Эти декоративные, кубчатые решетки, вошли в употребление с середины XVII в.

Источник: Система устройства проемов http://art-con.ru/node/19#110  (см. рис. 110,5).

Прутья кубчатой решетки изогнуты волнообразно и соединены между собой небольшими хомутами иногда круглого сечения, но чаще из тонкой металлической полосы, образуя в целом сплошной сетчатый рисунок с криволинейными ячейками. С боковой стороны решетка крепится в кладку металлическими крючьями. Нередко соединительные хомуты украшены снаружи узорными металлическими розетками, так называемыми «репьями» (см. рис. 110,12). В самом конце XVII в. появляются решетки, сходные с кубчатыми, но более сложного рисунка, образующие отверстие крестообразной формы.

10. Типы оконных решеток
1—4 — с квадратными звеньями:
1,2 — в широком хронологическом диапазоне;
3 — XVII в.;
4 — редкий вариант;
5 — кубчатая, с XVII в.;
6 — с крещатым рисунком звеньев, с рубежа XVII— XVIII вв.;
7 — «в расщеп «, XVIII— XIX вв.;
8 — с вертикальными прутьями, вторая половина XVIII—XIX вв.;
9 — соединение прутьев решеток 1—3;
10— соединение прутьев решетки 4;
11 — детали кубчатой решетки;
12 — вариант хомута кубчатой решетки с накладным декоративным «репьем»;
13 — детали решетки 6;
14, 15 — варианты деталей решетки 8

При изготовлении кубчатой решетки расстбяние между стержнями обычно принималось от А» до 8″ (100—200 мм). Имея размеры проема, кузнец, в зависимости от рисунка решетки, задавался расстбянием между прутьями, определял длину волны, длину заготовки и число прутьев на одну решетку.

Соотношение между размерами одной ячейки кубчатого узора по ширине и высоте чаще всего принималось 1 : 1,5, а диаметр стержней 20—25 мм. Так, при изготовлении решеток окон трапезной Новодевичьего монастыря были использованы стержни диаметром 20 мм, шаг их в плане был принят 180 мм, а по высоте — 280 мм. Прутья изгибали в горячем состоянии на досках со штырями.

При определении длины заготовок учитывалась заделка стержней в кладку. После гибки они соединялись нагретыми хомутами из полосового железа, которые при остывании прочно стягивали стержни между собой.

Практически вся технология изготовления настолько обнажена, что не требует детального пояснения. Элементы решетки хранят следы ручной ковки по шаблону. Хомуты гнулись в горячем состоянии из заготовок того же сечения, что и стержни решетки.
До XVII века производство железа в России велось кустарным способом и было сосредоточено в районах поверхностного залегания болотных руд. Только в середине XVII века э окрестностях Москвы, Тулы и Каширы возникает несколько железоделательных заводов. Повсеместно развивается кузнечное дело — в Москве, Туле, Калуге, Великом Устюге, Костроме, Ярославле и других городах.

Москва того времени в основном была деревянной. Только церкви возводились из кирпича и белого камня. Церковное строительство было основным потребителем изделий художественного металла. Кроме богатого внутреннего убранства, московскими ремесленниками делались для церквей деревянные обшитые железом створы окон и порталов, оконные и дверные решетки, наружные торшеры-подсвечники, подзоры кровель, ограды и ворота.
В первой половине XVII века значительно возросло количество заказов кузнецам на церковные ограды и оконные решетки. Деревянная Москва постепенно становилась каменной.

В Кремле в 1635— 1636 гг. был построен первый царский каменный Теремной дворец. В центральных районах города широко распространяется каменное строительство, оно становится теперь престижным. В течение XVII столетия все деревянные храмы Москвы были заменены каменными. Время было неспокойное, и почти каждое капитальное гражданское или культовое здание обязательно имело в окнах железную решетку.

Мастерство изготовления железных оконных решеток и металлических ограждений церковных порталов, естественно, не стояло на месте, а постоянно совершенствовалось. Рассмотрим схемы эволюции оконных и дверных решеток в их развитии от простого к сложному решению.

Большое разнообразие видов оконных и дверных решеток XVII века можно объединить в четыре основные группы, положив в основу такой систематизации технологию их изготовления и монтажа.

Принципиальная схема решеток первой группы образована рядом вертикально расположенных стержней. Какой бы причудливый рисунок элементов ни создавали эти различно согнутые прутки — шахматную клетку, диагональную сетку или кружевную вязь, в основе своей это вертикальные стержни.
Схема решеток второй группы — прямоугольная сетка, которая образуется при пересечении вертикальных и горизонтальных стержней. Она может быть простой, может иметь сложный рисунок с концентрическими кругами, но основой, ее каркасом, остается прямоугольная сетка стержней.

Схема третьей группы решеток технологически построена на сетке из диагонально расположенных прутков или полос металла. Стержни могут иметь равномерно распределенные по длине изгибы. Такая система позволяет выполнять как простые, так и сложные орнаментальные композиции путем незначительного изменения угла излома косого стержня.

Основу схемы решеток четвертой группы составляют кольца. Сама решетка состоит из колец, связанных между собой хомутами. Она может быть однослойной и двухслойной. В последнем случае рисунок усложняется вследствие сдвига центров колец одного слоя относительно другого. Не следует думать, что одна схема решетки сменялась другой во времени последовательно. Все они существовали и изготовлялись на протяжении многих веков, как простые, так и сложные.

В современное время термин кубоватая решётка (кубчатая решётка, копытчатая решётка) практически не используется. Изготовители решёток чаше используют термин «монастырская решётка» или «монастырская вязь».

=================================

Какая она – монастырская вязь?

Орнаментов и узоров для ковки мастерами было создано множество. Однако, известен факт, что не все они применялись в храмах. В XVII веке своеобразный «художественный совет» устроил Папа Римский и из многих вариантов выбрал один как желательный для применения в монастырских сооружениях. Он получил название «монастырская вязь» — легкий, с минимумом деталей, но изящный и утонченный. Простенько и со вкусом – сказали бы сейчас. Именно то, что нужно для зданий, где главное — не восхищение роскошью, а одухотворенность, почтение, размышление…
Основной особенностью кованых решеток в стиле «монастырская вязь» является непрерывность линий. Прутки сверху донизу целые, не прерываются и не пересекаются между собой, а лишь соприкасаются изгибами, в которых скреплены хомутами.

 

кубоватая решетка – решетка из крупных металлических прутьев, рисунок которой напоминает вертикальные ромбы со скругленными боковыми углами и килевидными заострениями.

В окнах нижнего яруса здания кованые металлические решетки кубоватого рисунка.

 

Комментирование запрещено